Что такое мензуральная нотация?

Впервые о мензуральной нотации заявил музыкант и исследователь Франко Кельнский, который жил ещё в 13 веке. Он смог зафиксировать тот факт, что постепенно музыка отказывается от модальных формул в пользу более сложных и ритмичных структур. До 14 века включительно эта тенденция находилась преимущественно в рамках трехдольной мензуры, называемой также перфектной или тернарной.
Позже во Франции появилась и непосредственно мензуральная нотация. Много труда для развития этого понятия вложил Филипп де Витри. Он узаконил бинарное (двухдольное, имперфектное) деление нот, а также минимы и семиминимы – более мелкие длительности. Читать далее «Что такое мензуральная нотация?»

Нотный стан

Одно из первых понятий, которые даются детям в музыкальной школе, это нотный стан. Да-да, это те самые горизонтальные полосочки, которыми излинованы нотные тетради. Другое название нотного стана – это нотоносец. Обычно состоит он из 5 параллельно расположенных линий, а между ними располагаются ноты. Реже можно встретить нотные станы с четырьмя, шестью или другим количеством линий. Зависит от того, для какого инструмента предназначены ноты. Бывают даже нотоносцы с одной линейкой или и вовсе без нее. Их обычно используют для хорового пения Читать далее «Нотный стан»

Современная музыкальная нотация

Современная музыкальная нотация — графическая система записи музыкальных звуков, разновидность западноевропейской музыкальной нотации, широко применяемая в настоящее время для символической записи музыки, основанной на западноевропейской музыкальной традиции.

Современная музыкальная нотация (также называемая «нотная грамота» или «нотное письмо») является частью элементарной теории музыки. Запись музыкального произведения в современной музыкальной нотации называется «нотная запись» или просто — ноты.

В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотоносцем. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты. Читать далее «Современная музыкальная нотация»

Нотация в музыке

В Средние века (началом этого исторического периода считают VI век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. В ней не было достаточной наглядности. Поэтому музыканты долго пользовались вспомогательными значками-подсказками.Эти значки помещались над словами песнопений и обозначали либо отдельные звуки, либо их небольшие группы. Они не указывали точного соотношения звуков ни по высоте, ни по длительности. Зато своим начертанием они напоминали о направлении движения мелодии исполнителям, которые знали ее наизусть и передавали от одного поколения к другому.

В странах Западной и Центральной Европы такие значки назывались «невмами». Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — григорианского хорала. Такое общее название произведено от имени папы римского Григория Р. По преданию, он составил в конце VI века основное собрание этих одноголосных песнопений. Предназначенные для исполнения во время церковной службы только мужчинами и мальчиками — соло и хором в унисон, они написаны на молитвенные тексты на латинском языке». Читать далее «Нотация в музыке»

Ключи

Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана. Ключ «соль»

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом. Читать далее «Ключи»